I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

1.1. Особенности образовательного учреждения  

Частное общеобразовательное учреждение религиозной организации «Православная гимназия во имя святого благоверного князя Димитрия Донского городского округа город Бор» (Сокращенное название: ЧОУРО  «Православная гимназия им. Димитрия  Донского г.  Бор»)
Гимназия является Частным общеобразовательным  учреждением.
Учредителем Гимназии является централизованная православная  религиозная организация «Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
В связи с этим, согласно Уставу, для Гимназии характерны следующие особенности:
- целями образовательного процесса, осуществляемого Гимназией, является «получение учащимся общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами», «подготовка обучающихся к получению профессионального образования, в том числе в высших светских учебных заведениях», а также «формирование общей православной культуры и воспитание целостности личности учащегося», «воспитание гражданственности, трудолюбия, целомудрия, любви к Родине и ее истории, семье, уважение к людям»;
- функционирование гимназии осуществляется в режиме «школы полного дня» с организацией учебно-воспитательной деятельности в рамках системы дополнительного образования. Гимназия обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, в том числе по предметам религиозно-нравственного и художественного характера;
- высшим органом управления Гимназии является Совет Гимназии, состоящий из  благочинного Борского округа, директора гимназии,  духовника гимназии, представителей родительского комитета,  который участвует в разработке образовательных программ и работе Педагогического совета, осуществляет духовное окормление учащихся, включающее воспитательные функции, направленные на воцерковление учащихся.
Кроме того, являясь образовательным учреждением повышенного уровня,  Гимназия призвана давать разностороннее и полноценное общее среднее образование, позволяющее поступать на любой факультет высшего учебного заведения. В гимназии изучаются три древних языка (латынь, греческий, церковнославянский),  английский (со второго  класса), серьезные курсы по математике и  естественным наукам, а также Закон Божий (Основы православной веры) и церковное пение. Для Гимназии как для классической школы характерен приоритет воспитательной цели, ее гармоничное сочетание с решением конкретных образовательных и развивающих задач.

1.2. Обоснование необходимости создания концепции

Воспитательный процесс является приоритетным направлением деятельности Гимназии, что согласуется с Законом Российской Федерации «Об образовании».
Особенности организационной структуры Гимназии и заявленные цели её функционирования предполагают создание православного уклада жизни образовательного учреждения, способствующего духовно-нравственному становлению и развитию личности ребёнка, раскрытию её творческого потенциала. Это накладывает особую ответственность на всех участников  учебно-воспитательного процесса и требует системного подхода к осуществляемой деятельности.
В целях обеспечения системного подхода к воспитательной работе педагогическим коллективом Гимназии разработана настоящая Концепция, которая является нормативным документом для всех участников образовательного процесса Гимназии.

1.3. Нормативная база

Воспитательная работа в Гимназии строится в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации, ст. 28, ст. 29 (о свободе слова и свободе информации);
- Международной конвенцией «О правах ребёнка» 1989г.;
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992г. №3266-1 в действующей редакции);
-Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (от 24.07.1998г. №124-Ф3);
- Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
- «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года» (постановление правительства РФ от 04.10.2000г. №751);
- «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»;
- Основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения;
- Социальной концепцией Русской Православной Церкви;
- Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- указами и распоряжениями Правящего Архиерея;
- приказами и распоряжениями Министерства образования и науки РФ и
органов управления образованием Нижегородской области;
- Уставом Гимназии;
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

1.4. Цели и задачи концепции воспитательной деятельности

Цель Концепции - определить и зафиксировать основополагающие идеи и актуальные направления воспитательной деятельности Гимназии как православного общеобразовательного учреждения, способные обеспечить стабильность, эффективность и единство воспитательного процесса, а так же определить перспективы его развития.

Задачи Концепции:
- определить ценностные ориентиры и принципы воспитания;
- определить цели и приоритетные задачи воспитания;
- сформулировать концептуальную идею воспитательной деятельности;
- обозначить направления воспитательной деятельности;
- обозначить основные формы воспитательной деятельности;
- выявить и описать педагогическую целесообразность системы воспитательной деятельности;
- описать ожидаемые результаты и способы их определения;
- определить организационную структуру воспитательной деятельности.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Концептуальная идея воспитательной деятельности

В основе воспитательной деятельности педагогического коллектива Гимназии лежат идеи педагогической концепции К.П. Победоносцева. Именно К.П.Победоносцев стал идейным вдохновителем создания в России разветвленной сети церковноприходских школ, где поставил на первое место воспитательную цель. «Семья должна посеять и воспитать в душе чувство благоговения и веры, - писал К.П.Победоносцев, - школа должна не только поддержать это чувство, но и осветить в душе идею, без которой это чувство смутно и неустойчиво. Школа должна поставить это чувство и эту идею в нравственную связь с жизнью – воздействовать на ребенка своею нравственной обстановкой». В основе педагогической концепции К.П. Победоносцева, как и в основе христианского миропонимания в целом, лежит идея нравственной
ответственности человека за сделанный им выбор. Как православный христианин К.П. Победоносцев высказывает убеждение в то, что человек самостоятелен в своем нравственном и моральном выборе и должен взять на себя бремя ответственности за этот выбор. Всякий человек, считает К.П. Победоносцев, должен уметь делать в жизни конкретное дело, т.е. исполнять свой долг.
Отметим, что в понимании россиян второй половины XIX в. общий долг человека вмещает в себя, по словарю В.И. Даля, «долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина».
Таким образом, основополагающие цели функционирования Гимназии и социальный заказ («формирование общей православной культуры и воспитание целостности личности учащегося, воспитание гражданственности, трудолюбия, целомудрия, любви к Родине и ее истории, семье, уважение к людям»), позволяют определить тройственную направленность воспитательного процесса в Гимназии: «Воспитание православного христианина. Воспитание заботливого семьянина. Воспитание ответственного гражданина».
Концептуальная идея представляет собой основные духовно-нравственные ориентиры и идеалы самоидентификации будущего выпускника Гимназии, неразрывно связанные между собой. Научиться любить Отца Небесного возможно ребёнку не иначе как через любовь к родителям земным и деятельную заботу о ближних. А значит православный христианин, при выборе супружеского жизненного пути, обязательно должен стать заботливым семьянином. В более широком смысле этот идеал подразумевает под собой не только заботу непосредственно о членах своей семьи, но и о каждом ближнем вообще. Что же касается воспитания в детях гражданской ответственности, то и здесь оно должно и может осуществляться именно с позиции православного мировоззрения.
Служение Православной Вере (Церкви), Отечеству и ближним требует одних и тех же сформированных качеств – способности к жертвенности, ответственности, которые напрямую зависят от уровня нравственности, а тот, в свою очередь, от духовного состояния человека. 

2.2. Основные ценностные ориентиры и принципы воспитания

 В христианстве, как отмечал протоиерей Василий Зеньковский, всегда действуют два мотива о том, что христианство есть учение: а) об этой жизни и в) о вечной жизни. С точки зрения православной педагогической мысли воспитание может быть правильно поставлено только в том случае, когда оно понимается как спасение. Лишь при существовании вечной жизни оправдывается та работа, которая развивает духовный мир ребенка. В соответствии с таким пониманием важна, прежде всего, подготовка ребенка «к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой» (В. Зеньковский). Но не менее важной является и другая сторона воспитания – подготовка к этой
жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести жизнь вечную, но дает возможность и потерять ее. Таким образом, обе цели должны правильно сочетаться и образовывать единую цель воспитания, в которой первая цель стоит иерархически выше и определяет вторую.
Человек, согласно учению Церкви, сотворен по образу Божию. Воспитанием в православной педагогике можно назвать руководство человека к тому, каким он должен быть, то есть обожение. Человек – это духовно-телесное существо, и идеалу в нем должны соответствовать как телесная, так и духовная его составляющая, при этом основное значение придается духу.
Воспитание без духа благочестия никогда не будет способствовать земному благосостоянию человека, потому что без истинно благочестивого чувства нет истинной любви к себе и ближним, нет верности властям и отечеству, нет стремления к общей пользе.
В соответствии с заявленной основной идеей концепции, выделяются три группы ценностных ориентиров:
1 группа – Православные (христианские) ценности: Бог; Вера; Святость; Церковь; Милосердие; Сострадание; Жертвенность; Деятельная любовь к ближнему;
2 группа - Семейные ценности: Семья; Родители; Дети; Верность; Послушание; Ответственность за ближнего; Забота;
3 группа – Гражданские ценности: Патриотизм, Любовь к Родине; Верность Отечеству; Гражданский долг; Отечественная культура и историческое прошлое России.

 Воспитательная работа в гимназии строится на следующих принципах, являющихся общеобязательными, комплексными (т.е. требующими одновременное, а не поочередное использование) и равнозначными:
Христоцентричность. Принцип уподобления Иисусу Христу как высочайшему нравственному идеалу для духовного подражания, ориентируясь на который человек может совершать нравственную работу над собой для того, чтобы образ Божий раскрылся в его душе во всей полноте.
Воцерковление. Без воцерковления, без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания. Вне церкви нет полноты Божественной благодати. С внешней стороны воцерковление предполагает участие детей в литургической жизни, получение ими азов религиозного образования. Но главным является воспитание внутреннего духа церковности. Воцерковить – это значит научить жить и мыслить по-христиански.
Целенаправленное и иерархическое развитие личности. Согласно христианской антропологии личность построена иерархически, и ее правильное устроение предполагает не равномерное развитие всех ее сторон, а соблюдение иерархии в развитии сил. Основополагающим моментом должно быть развитие духа («тело немощно – дух бодр»), а средством к этому служит воспитание страха Божия, молитвы и совести. Приучение детей к владению своим телом, неподчинению его прихотям – чувственным наслаждениям, своеволию, теплолюбию, самосожалению – особенно важно для христианской жизни.
Уважение личности как образа Божия в человеке. Раскрытие индивидуальности способствует постижению божественного начала личности, выявлению и развитию ее возможностей и способностей, преодолению греховных начал.
Приоритет воспитания над обучением. Дух ребенка должен быть расположен таким образом, чтобы у него было твердое убеждение в том, что главное дело есть Богоугождение, а научность есть лишь придаточное средство. Человек будет судим не по знаниям.
Общественная направленность воспитания. Соблюдение данного принципа предполагает активное включение воспитанника в общественную жизнь, выполнение разнообразных полезных дел. Постоянно участвуя в той или иной форме общественной жизни, дети приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически.
Сообразность с природой, индивидуальный и возрастной подход. Воспитание должно точно сообразовываться с каждым возрастом, учитывать возрастные особенности, религиозную и общеобразовательную подготовку. Большое значение имеет знание педагогом индивидуальных особенностей детей, учет их личных характеристик и возможностей. Важно «угадать» дарование ребенка, почувствовать его тип, сгладить дурную наследственность, укрепить слабые стороны и т д. Иными словами, необходимо для каждого создать условия наилучшего раскрытия личности.
Послушание. Послушание – это возможность разделить ответственность с тем, кого ты слушаешь и слышишь. При отсутствии послушания возникают своеволие, самочиние, самоуверенность – самые опасные пороки. Послушание – это царица всех детских добродетелей, и при наличии его последует развитие в ребенке всех других душевных достоинств.
Согласованность педагогического влияния Церкви, семьи и школы. Данный принцип требует, чтобы все причастные к воспитанию лица действовали сообща, предъявляя воспитаннику согласованные требования. Основной средой, в которой происходит непрерывное развитие ребенка, является семья. Семья вместе с Церковью может создать благоприятные условия для нравственного развития и духовного становления ребенка. Гимназия призвана помогать семье в деле воспитания. При возникновении конфликтных ситуаций, когда воспитатель не соглашается с педагогикой семьи, или семья противится требованиям педагогов, необходимо опираться не на то, что разобщает, а на то, что объединяет все воспитательные усилия.

2.3. Цели и задачи воспитательной деятельности

Педагогическую деятельность в свете православного мышления нельзя определить как свод правил, поскольку она представляет собой особый вид деятельности по вслушиванию в Промысел Божий о каждом ребенке, доверенном педагогу. Цель её неотделима от цели жизни верующего человека и состоит в духовном единении с Богом через воцерковление всех сторон жизни, то есть через ее одухотворение. Возрастать на этом пути возможно только совершенствуясь в исполнении заповедей любви к Богу и к ближним.
Таким образом, основополагающей целью воспитательной деятельности Гимназии является всестороннее содействие процессу освящения и преображения личности учащегося, ее обожению. Это не вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношений, а живая духовная реакция на происходящее.
Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи воспитательной деятельности:
1. оказывать всестороннюю помощь учащимся в становлении их добродетелей;
2. развивать волю учащихся с тем, чтобы научиться добровольно подчинять ее добру;
3. формировать мировоззрение, активную жизненную позицию, основанные на христианской ответственности за себя и ближнего;
4. содействовать приобщению семей учащихся к ценностям православной культуры, привлечению родителей к участию в образовательном и воспитательном процессе, попечении о нуждах Гимназии;
5. создавать условия внутри педагогического коллектива для восприятия новыми педагогами нравственной культуры учителя, основанной на евангельских заповедях, осознания педагогами ответственности за судьбу каждого ребенка как свою;
6. оказывать всестороннее содействие укреплению сотрудничества и единомыслия в пространстве «Гимназия - Семья - Церковь».

2.4. Актуальность и педагогическая целесообразность

В соответствии с основными целями, прописанными в Уставе Гимназии («получение учащимся общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами»,  «формирование общей православной культуры и воспитание целостности личности учащегося»), и особенностями организационно-финансовой структуры (финансирование деятельности Гимназии осуществляется за счёт Учредителя), Гимназия в своей воспитательной деятельности ориентируется на следующие установки:
1) Традиции православной педагогики;
2) Требования Федерального государственного образовательного стандарта.
Таким образом, воспитательная система Гимназии соединяет выполнение социального заказа на воспитание и государственного стандарта, при этом подчиняя их нормам христианской нравственности.
Выполнение подобной задачи невозможно без выстроенной системы направлений, форм и методов работы, а так же без осознания всеми участниками воспитательного процесса целей и задач воспитания, с тем чтобы осуществлять воспитательный процесс в едином русле, формировать у учащихся целостную картину восприятия мира и ценностных ориентиров. Реализация концепции воспитательной работы Гимназии позволит решить эту проблему, поскольку содержит описание и систематизацию всех вышеперечисленных инструментов воспитательной деятельности.
Для реализации воспитательной деятельности в соответствии с концепцией, Гимназия обладает следующими ресурсами:

  • Нормативно-правовые

Наличие нормативно-правовой базы функционирования системы основного и дополнительного образования на основе отечественных духовно-нравственных и культурно-исторических традиций.

  • Территориальные

Гимназия  находятся в центре города рядом с храмами Иконы Знамения Божией Матери и Преображенского храма с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского, включена в пространство культурно-просветительского проекта Сергиевская слобода. В составе проекта также функционирует дошкольное образовательное учреждение «Пересвет».

  • Материальные

Здание, переданное  Гимназии. В перспективе – оборудование спортивной площадки возле здания гимназии. Оснащение специализированной школьной мебелью. Оборудован класс для занятий музыкой. Планируется с 2015 года оборудовать предметные классы, класс «Основ православной веры», будет организован гимназический краеведческий музей.

  • Материально-технические и технологические

Компьютеры с периферией (принтеры, сканеры, факс и т.д.). с 2015 года - оборудованный компьютерный класс. Наличие компьютеризированных преподавательских рабочих мест. Электронная почта, сайт гимназии.

  • Информационные

Наличие постоянно обновляющегося библиотечного фонда учебно-методической литературы духовно-нравственной и культурно-исторической направленности. Медиатека цифровых образовательных ресурсов, методических материалов.

  • Кадровые

Духовник  Гимназии. Наличие педагогических кадров, прошедших подготовку на курсах при Нижегородской  Духовной Семинарии, а также получивших второе высшее образование по специальности «Эксперт в области теологии» на кафедре теологии Мининского государственного педагогического университета.
Необходимые условия для успешного осуществления воспитательной деятельности в рамках настоящей концепции:
1. Функционирование  «Школы полного дня» (общее и дополнительное образование, 3-х разовое питание, режим работы - с 8.00 до 18.00):
«Школа полного дня» создает условия для непрерывного воспитательного влияния и контроля за формирующимися навыками и развивающимися способностями учащихся. Учебный план гимназии предполагает во второй половине дня реализацию самоподготовки и организованного подвижного отдыха под руководством классного руководителя или воспитателя, а также включение в послеобеденное время предметов дополнительного образования (хор, ИЗО, творчество, спортивные игры, бальные танцы, занятия в библиотеке, музейные занятия).
Это позволяет:
а) продлить время пребывания ребенка в условиях той среды, которую обеспечивает Гимназия;
б) использовать возможности предметов дополнительного образования с целью совершенствования воспитания и развития творческих способностей учащихся.
2. Оптимальная наполняемость классов:
Максимальная наполняемость классов Гимназии, составляет не более 25 человек (в соответствии с Уставом). Такая наполняемость классов позволяет обеспечить:
а) индивидуальный подход к воспитанию учащихся, задействовав каждого из них в воспитательно-образовательном процессе согласно психофизиологическим возрастным особенностям;
б) контроль воздействия воспитательных мероприятий на каждого обучающегося.
3. Наличие в Гимназии краеведческого музея. Это даёт возможность обучающимся прикоснуться к материальным носителям духовной культуры, ее историческим свидетельствам, что способствует формированию благоговейного отношения и интереса к истории и культуре России, Нижегородского края, традициям образования на Бору. Это  перспективное направление деятельности Гимназии, реализуемое в программах музейного практикума и школы экскурсоводов, имеет ярко выраженный воспитательный аспект, органично встраивающийся в Концепцию воспитательной деятельности.
4. Наличие в учебном плане специальных предметов православного духовно-нравственного содержания в рамках гимназического компонента: Основы православной веры (Закон Божий), Основы православной культуры, Церковно-славянский язык, Латинский язык, Греческий язык, Церковное пение, и т.д., что обеспечивает более эффективное духовно-нравственное образование на основе православных культурно-исторических традиций.
5. Интеграция основ православной культуры в содержание ряда общеобразовательных предметов и предметов дополнительного образования Гимназии, обеспеченная Учебным планом Гимназии, соответствующими задачами и наличием педагогов, прошедших специальную подготовку. Такой подход способствует формированию целостного мировоззрения у учащихся, а так же их планомерному и системному воспитанию в духе православных традиций.
6. Интеграция православной культуры в уклад жизни Гимназии:
Под интеграцией православной культуры в уклад жизни Гимназии понимается не только формальная трансляция знаний, но, прежде всего, практическое следование христианским принципам на каждом уроке, перемене, во внеурочной деятельности.
7. Особые требования к членам педагогического коллектива (подбор кадров):
Преподаватель Гимназии наряду с качествами высокого педагогического профессионализма, безупречного знания своего предмета, должен обладать знаниями в области православной культуры, а так же иметь приверженность христианскому образу жизни. Поскольку в образовательном процессе важнейшую роль играет личный пример учителя, педагог должен не только на словах, но и на деле следовать нормам христианской морали и нравственности.
8. Организация процесса непрерывного образования: детский сад – школа будущего гимназиста ( с 2015 – 2016 уч. года) – гимназия, позволяет соблюдать преемственность и единство в требованиях и подходах педагогов к процессу воспитания.
9. Создание единого учебно-воспитательного пространства «Гимназия – Семья - Церковь»:
Необходимо сделать семью каждого ребёнка союзником в осуществлении воспитательного процесса, чтобы векторы воспитания, осуществляемого в семье и в Гимназии, не были разнонаправленными. Этот союз семьи и Гимназии должен строиться на основе христианских традиций через приобщение семей учащихся к ценностям православной культуры с последующей катехизацией, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе, попечении о нуждах Гимназии.

2.5. Направления воспитательной деятельности
В соответствии с целью и основополагающей идеей концепции воспитательной работы Гимназии намечено три основных направления воспитательной деятельности:
I. Православное (церковное) воспитание.
• Включение детей в литургическую жизнь.
• Приобщение учащихся к православным ценностям и традициям.
• Изучение Основ православной веры.
• Формирование христианского мировоззрения.
II. Воспитание семейных ценностей.
• Осознание роли преемственности социокультурных традиций.
• Воспитание ответственного отношения к своей социальной роли в семье.
• Воспитание уважения и почтительного отношения к родителям.
• Формирование у учащихся идеала доброй христианской семьи,
мотивации к созданию крепкой семьи в будущем.
III. Гражданско-патриотическое воспитание.
• Формирование исторического мышления.
• Формирование патриотического и национального самосознания, ответственности за будущее страны, коллективизма, готовности к жертвенному служению Отечеству.

Кроме того, существуют направления, являющиеся условием успешной реализации основных направлений, к которым относятся: 1) художественно-эстетическое воспитание; 2) здоровьесбережение и экологическое воспитание; 3) Социальная практика и трудовое воспитание; 4) этическое воспитание.
1) Художественно-эстетическое воспитание:
• Приобщение учащихся к православным традициям и культурным ценностям своего народа через образы художественной культуры.
• Развитие творческих способностей и природных задатков, как талантов, данных Богом и предназначенных к преумножению.
• Развитие познавательных способностей.
2) Здоровьесбережение и экологическое воспитание:
• Воспитание ответственного отношения к телу, как сосуду души, дару, данному Богом.
• Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
• Краеведческая работа и паломнические поездки.
• Экологическое воспитание, формирование ответственно-бережного отношения к природе, как к творению Божиему.
3) Социальная практика и трудовое воспитание:
• Воспитание положительного отношения к труду как к одной из важнейших ценностей жизни, развитие потребности в творческом труде.
• Формирование потребности заботы о ближних, милосердия, сострадания.
• Участие в общественно-полезном труде, благотворительных акциях.
• Формирование качеств личности, необходимых в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности: трудолюбия, способности принимать ответственные решения, умения работать в коллективе, стремления к достойной самореализации в социуме.
 4) Воспитание культуры общения:
• Воспитание взаимной вежливости у учащихся.
• Осознанное следование Правилам поведения для учащихся.
• Воспитание почтительного отношения к наставникам, людям старшего поколения.
• Формирование уважения и терпимости в отношении к людям с ограниченными возможностями, а так же представителям иных культурных традиций и социальных групп.

2.6. Основные формы воспитательной деятельности
1) Урок – основная форма организации образовательного процесса.
Освоение православного компонента в урочной деятельности происходит тремя путями:
1. Через интеграцию основ православной культуры в содержание общеобразовательных предметов и предметов дополнительного образования;
2. Через введение в учебный план гимназии специальных предметов православного духовно-нравственного содержания регионального и гимназического компонента, таких как Основы православной веры, Церковно-славянский язык, Греческий язык, Латинский язык.
3. Через предметы дополнительного образования и внеурочную деятельность. В качестве предметов дополнительного образования, имеющих духовно-нравственное содержание, в гимназии преподаются следующие дисциплины: Церковное пение, Хор, Исследовательский практикум, Музейный практикум, Хореография, ИЗО, и др.
2) Участие в литургической и молитвенной жизни Церкви.
Каждый учебный год начинается торжественным молебном.
В жизни Гимназии предусмотрены совместные посещения богослужений, совершаемых в храме Иконы Знамения Божией Матери и храме прп. Сергия радонежского, рядом с которыми расположено здание  Гимназии. Гимназисты совместно посещают богослужения во все дни Двунадесятых и Великих праздников, выпадающих на учебные дни, а также в дни памяти прп. Сергия Радонежского и св. блгв. кн. Димитрия Донского - небесного покровителя гимназии.
Во время участия в Божественной литургии учащиеся исповедуются у духовника Гимназии, священников посещаемых храмов и причащаются Святых Христовых Таин.
Каждый учебный день в Гимназии начинается молитвой перед учением.
Молитвой начинается и оканчивается трапеза.
3) Проектная деятельность учащихся.
Проект рассматривается как самостоятельная творческая завершённая работа учащегося, выполняемая под руководством учителя. Участие в ученических проектах даёт возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки самоорганизации и исследовательской деятельности, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ. Ежегодно результаты проектной деятельности учащихся представляются на гимназических Сретенских чтениях (с 2016 года), по итогам которых авторы наиболее достойных работ получают рекомендации для участия в конференциях и чтениях разных уровней.
Также все учащиеся Гимназии включены в работу над классным проектом в рамках общегимназической темы, которая определяется на педагогическом совете и обязательно ориентирована на решение воспитательных задач. В рамках проекта классы ведут исследовательскую работу, ездят в паломнические поездки, формируют выставки, встречаются с интересными людьми, выступают с защитой презентаций и т.д.
4) Общегимназические праздники.
В Гимназии возможны такие формы празднования значимых событий и дат, как праздничный концерт; спектакль; литературно-музыкальные композиции с элементами театрализации; «народные гулянья».
Важным этапом в воспитательной работе является не только само проведение мероприятия, но и подготовка, в которой принимают участие педагоги, учащиеся и их родители.
В Гимназиях Нижегородской епархии вошло в традицию широко отмечать следующие праздники: «Светлое Христово Воскресение», «День гимназии», «Посвящение в гимназисты», «День рождения класса», «День учителя», «Рождественские встречи», «День жен-мироносиц», «Масленица», «День Победы», «День защитника Отечества» и др.
В Гимназии регулярно проводятся спортивные праздники, направленные на укрепление здоровья учащихся: туристические слеты, лыжные праздники, шахматные турниры.
5) Социальная практика и трудовая деятельность
В Гимназии существуют следующие формы трудового воспитания: уроки технологии, самостоятельное поддержание в чистоте классных комнат, проведение генеральных уборок и субботников. За каждым классом закреплен определённый участок территории Гимназии.
В поддержание традиций благотворительности накануне праздников Рождества Христова и Пасхи в Гимназии организуются благотворительные мастерские, где учащиеся вместе с учителями и родителями изготавливают своими руками подарки гостям Гимназии, детям-сиротам, пожилым людям, а также поделки для благотворительных вербных базаров.
Гимназисты в качестве волонтеров участвуют в мероприятиях, организованных Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Нижегородской епархии, направленных на помощь малоимущим или детям, страдающим различными заболеваниями. Также гимназисты оказывают посильную трудовую помощь храмам г.о.г. Бор.
6) Внешкольные мероприятия.
Одной из форм внеурочной деятельности являются паломничества по храмам и святым местам города и края, расширяющие представления детей о Православии на Нижегородской земле и имеющие высокий воспитательный потенциал. Учащиеся среднего и старшего возраста совершают поездки по святым местам России. Немаловажно, что для данных поездок часто формируются разновозрастные группы, в которых более старшие дети берут на себя ответственность за младших.
Кроме того, в Гимназии устраиваются экскурсии общекультурного плана: в планетарий, музеи, выставочные залы, библиотеки, иконописные мастерские, на производства.
Гимназисты являются постоянными посетителями занятий, проводимых для школьников сотрудниками Борского краеведческого музея.
Гимназисты посещают театральные спектакли, концерты, киносеансы, соответствующие воспитательным задачам Гимназии, с обязательным последующим обсуждением.
Традиционно гимназисты участвуют в сборных праздничных концертах городского и краевого уровня с хореографическими, музыкальными или театральными номерами. Эта форма воспитательной деятельности является так же разновидностью миссионерской работы, поскольку номера художественной самодеятельности гимназистов содержат выраженное духовно-нравственное содержание, которое транслируется на широкую аудиторию.
7) Музей гимназии
Музей создается по инициативе педагогов, общественных деятелей, учащихся и родителей, которые и составляют Совет музея. Своеобразие музея заключается в органическом соединении истории борского образования, храмов города и  связанных с ними замечательных людей. В соответствии с программой развития музея в учебный план гимназии введены кружковые занятия «Музееведение», «Школа экскурсоводов», проводятся тематические классные часы. Участие гимназистов в экспозиционной, архивной, научно-поисковой, оформительской, культурно-просветительской работе музея прививает чувство принадлежности к родной духовной культуре, воспитывает бережное отношение к памяти предков, способствует развитию научно-исследовательских навыков учащихся, организует совместное творчество учащихся, учителей и родителей.
8) Катехизаторские занятия для педагогов.
Раз в месяц в гимназии духовником Гимназии для всех педагогов проводятся катехизаторские занятия с целью повышения уровня знаний, мотивации и совершенствования учебно-воспитательной деятельности педагогов в Гимназии.
Гимназия является научно-методической площадкой по вопросам духовно-нравственного воспитания. Регулярно для педагогов города Бор в гимназии проводятся семинары «Основы православной культуры».

 III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
3.1. Ожидаемые результаты
Предполагается, что всестороннее следование описанным выше концептуальным положениям в осуществлении воспитательной деятельности Гимназии приведёт к следующим положительным результатам:
1. Сформированность единого образовательного пространства Гимназии, в котором разные направления, формы и методы воспитательного процесса будут дополнять друг друга. Реализация концепции поможет направить в единое русло воспитательные воздействия разных субъектов воспитания, наполнит их единым духовно-нравственным содержанием, основанным на ценностях православной отечественной культуры.
2. Создание оптимальных условий для укрепления и развития в детях христианской основы жизни, формирования качественно образованной, высоконравственной, целомудренной, творческой личности, стремящейся к созиданию с позиций русской православной духовной культуры, способной активно и благотворно влиять на состояние современного общества, имеющей высокий уровень самосознания и самодисциплины, способной делать нравственный выбор с позиции христианского мировоззрения.

3.2. Критерии оценивания результативности воспитательной работы
В связи с тем, что процесс воспитания носит длительный и непрерывный характер, его результаты довольно трудно учитывать. Долгое время с момента непосредственного воздействия результаты не обнаруживают себя и не ощущаются явственно. Воспитание, как правило, не дает ничего законченного, оно лишь открывает путь и учит идти им. Поэтому оценивать результативность воспитательного процесса в настоящий момент возможно лишь по некоторым внешним критериям:
• степень заинтересованности и активности учащихся в жизни Гимназии;
• отношение к другим людям как к ближним, отзывчивость на дела милосердия;
• готовность учащихся к самоанализу, правильной оценке себя и своих действий;
• поведенческие проявления учащихся (как индивидуальные, так и коллективные) во взаимоотношениях и отношениях в детском коллективе, с педагогами и родителями: умение преодолевать трудности, смиряться с жизненными препятствиями;
• исполнительность учащихся при осуществлении порученной деятельности, готовность взять на себя ответственность за дело и за другого человека;
• искренность, дружелюбие во взаимоотношениях учеников, педагогов, родителей;
• показатели контрольно-измерительных материалов по отдельным предметам духовно-нравственного содержания;
• удовлетворенность родителей образовательным процессом;
• добрая память выпускников, их стремление не терять связи с Гимназией и участвовать в гимназических мероприятиях.
Весьма важным показателем эффективности воспитательной системы Гимназии является выбор дальнейшего жизненного пути ее выпускниками, сохранение ими христианских ценностных ориентиров, умение жить по своим убеждениям и руководствоваться ими при принятии решений.

 

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2001.
2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2002.
3. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры: М.: Изд-во ПСТГУ, 2008.
4. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика.: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений: в 2 ч. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2009.
5. Каменский А.М.. Программа развития образовательного учреждения: новые подходы к составлению и реализации // Завуч. 2006. №6.
6. Николаева О. Современная культура и Православие. — М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.
7. Протоиерей В.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
9. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
10. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. части I - II . М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000.
11. Шадриков В. Д. Духовные способности. — М.: Магистр, 1996.
12. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. М.: “Православная педагогика”, 2001
13. Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. – М.: «ПРО-ПРЕСС», 2009.