В спасительные дни Великого поста, придя в среду или пятницу к утреннему богослужению, мы замечаем, насколько изменился весь литургический строй. Кто-то, возможно, литургию не сразу и отличит за долгими чтениями из Ветхого Завета. Действительно, литургия Прежде­освященных Даров — а это именно она — уникальное великопостное богослужение, одно из самых прекрасных и умилительных. Оно призвано дать верующим возможность приобщиться к Телу и Крови Христовым и в эти дни сугубой скорби о своих грехах.

Чин литургии Преждеосвященных Даров состоит из вечерни, в конце которой предлагаются Святые Преждеосвященные Дары и читаются приготовительные молитвы перед причащением, затем совершается само таинство и возносятся благодарственные молитвы. Связь этой службы с Великим постом придает ей особый, скорбный, характер. Престол и священные сосуды, содержащие Святые Таины, покрыты покровцами темного цвета. Молитвы исполнены чувств смирения и умиления, а вся служба носит характер особой таинственности.

Три «славы»

Вечерня начинается начальным возгласом литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и прис­но и во веки веков». Таким образом, богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий пост. После предначинательного псалма и великой (мирной) ектении читается 18‑я кафизма из Псалтири. Она разделяется на три части — «славы», во время которых священник и диакон совершают в алтаре литургические священнодействия.

На первой «славе» священник тайно читает первую молитву, раскрывает антиминс, ставит на него дискос, берет копием и лжицей Святое Тело Христово (заранее приготовленное за полной Божественной литургией) и полагает Его на дискос. На второй «славе» он тайно читает вторую молитву, благословляет кадило и вместе с диаконом совершает три раза каждение вокруг престола. На третьей «славе» священник тайно читает третью молитву и вместе с диаконом переносит Святые Дары с престола на жертвенник. В это время все находящиеся в храме стоят на коленях.

Коленопреклонения

Затем продолжается обычная вечерня, в частности, пение стихир на «Господи, воззвах», после которых совершается Вход и читаются два отрывка из Ветхого Завета — так называемые «паремии»: одна — из Книги Бытия, другая — из Книги Притчей Соломоновых.

Между двумя этими чтениями совершается обряд, напоминающий те времена, когда Великий пост был посвящен приготовлению людей ко крещению. Во время первого отрывка из Ветхого Завета священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на престоле. По окончании первого чтения все находящиеся в храме становятся на колени и наклоняют головы до земли. Священник берет с Евангелия свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!» После этого возгласа все встают с колен.

После второго ветхозаветного чтения все вновь становятся на колени, и хор поет в центре храма умилительное песнопение «Да исправится молитва моя…» Во время этого пения в алтаре совершается каждение перед престолом и жертвенником. Пение повторяется шесть раз, и после этого все встают с колен.

В практике Русской Церкви после пения этих стихов читается великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Затем следует прилежное моление о всех членах Церкви — сугубая ектения, а также молитва об оглашенных, особенно о тех, кто готовится «ко святому просвещению», то есть к таинству Крещения, которое в древности совершалось в Великую субботу.

«Вот входит Царь славы»

Начинается вторая часть литургии Преждеосвященных Даров: сам чин Причащения. В храме звучит древнее песнопение «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь Славы, се Жертва Тайная совершенна дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». На русском языке это звучит так: «Сейчас небесные силы с нами невидимо служат, потому что вот входит Царь Славы. Вот Жертва Тайная, уже освященная, переносится. С верою и любовью приступим, чтобы быть участниками жизни вечной. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

В это время происходит торжественное перенесение Святых Даров с жертвенника на престол, которое символически изображает явление Христа и завершение поста, молитвы и ожидания, — приближение той помощи, утешения, радости, которых мы ждали. Святые Дары переносятся через амвон и царские врата.

Диакон предшествует священнику с кадилом и свечой, а священник в правой руке несет на уровне головы дискос со Святым Телом Христовым, а в левой — Святую Чашу с благословленным вином. В это время все находящиеся в храме, перекрестившись, становятся на колени и касаются головами земли; в таком положении они остаются до полного поставления Святых Даров на престоле.

Хлеб Небесный и Чаша Жизни

В практике Русской Церкви после Великого входа вторично на литургии Преждеосвященных Даров читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с тремя земными поклонами. После этого царские врата закрываются, и завеса задергивается до половины. Начинается непосредственное приготовление к Святому Причащению: возглашается просительная ектения, в храме звучит молитва Господня «Отче наш». Общенародно произнося эту молитву, мы тем самым принимаем Дух Христов как собственный, Его молитву к Отцу как нашу, а Его волю, желание и жизнь как наши собственные.

После этого священник, стоя на коленях и касаясь правой рукой Святого Тела, возглашает: «Преждеосвященная Святая — святым», и все молящиеся в храме совершают земной поклон. Хор отвечает: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». Затем под пение причастного стиха: «Вкусите и видите, яко благ Господь! Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» — совершается причащение духовенства в алтаре, а затем и мирян в храме.

По его окончании священник, благословляя молящихся, произносит: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Хор отвечает: «Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Богослужение заканчивается, и священник возглашает: «С миром изыдем!» В завершение литургии произносится заключительная заамвонная молитва. В ней отражается связь между служением литургии Прежде­освященных Даров и постным временем. Ведь Святая Четыредесятница — это время подвигов, тяжкой борьбы со страстями и грехами. Но победа над невидимыми врагами, несомненно, будет дана всем, кто, по выражению молитвы, «добрым подвигом» подвизается. И уже недалек от нас день Святого Воскресения.

Алексей Дьяконов, преподаватель НДС, кандидат богословия
https://nne.ru/sugubo-tainstvennaya/

Всем мирянам – работающим, больным, немощным, пожилым – я могу дать довольно простой совет: смотрите по своим силам. Отдайте Богу столько сил, сколько сможете. И пусть ваша совесть вам подскажет, какой подвиг вы можете понести во время Великого поста. Как вам совесть подскажет, так и поступайте. Что же касается детей, то, как им поститься, должны решать их родители и духовник семьи.

Поймите, Господь не требует от нас невозможного. Он не просит больного делать что- то, что принесет ему вред. Делайте то, что вам по силам. Здесь важно другое: не лукавьте, ища себе послаблений под предлогом работы или немощи. Кого вы Хотите обмануть: себя, свою совесть, Господа?

Сегодня мы имеем дело с парадоксом, Когда мясо и курица в несколько раз дешевле, чем рыба и овощи. Но нарушать пост и выбирать мясо или курицу лишь потому, что они дешевле рыбы, овощей и фруктов, мне кажется неправильным. Может быть, лучше принести Богу свою копеечку – пусть она будет даже дороже. Мне думается, человек верующий найдет возможность соблюсти пост. У каждого свой подход. Не знаете, как поступить, - посоветуйтесь с духовником. Возможно, не у всех есть духовники, но каждый может попросить благословение на пост у священника и с ним обсудить все волнующие вопросы.

Если кто-то по состоянию здоровья не может поститься, как положено по Церковному уставу, то пусть постится в той мере, в какой может. Надо только обсудить это с батюшкой. Имея благословение, человек найдет в себе силы поступать правильно.

Совершай подвиг по мере сил своих. Не можешь положить 100 поклонов, положи 10, не можешь 10 — положи один с сокрушенным сердцем. Господь видит наше намерение. Если же мы чувствуем, что слукавили перед своей совестью, то должны принести покаяние. Для этого существует Таинство Исповеди: мы идем к духовнику и открываем ему свою душу. А Господь милосердием Своим через власть, данную Им духовнику, прощает и разрешает наш грех.

Верующий должен избегать всего, что отвлекает его от Бога богоугодной жизни: развлечений, зрелищ, ненужного общения, душевредных бесед, как писал апостол Павел в Послании к Коринфянам, «Все мне позволительно, но не все полезно; Все мне Позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Каждый верующий должен сам рассудить, что мешает ему соблюдать пост, ведь речь идет о нашем спасении.

По возможности надо воздерживаться от походов в театр, кино, не смотреть сериалы по телевизору. Следует воздерживаться от дурных привычек. Каждый знает, с чем он борется или должен бороться. Время поста лучше посвятить молитве, покаянию, Богу. И вы заметите, что появится больше времени для душеполезных дел. Кстати, есть такой благочестивый обычай: Многие верующие за время Великого поста прочитывают всех Евангелистов.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.
Ребенок с завышенной самооценкой  может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но, не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.
Если  самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, не уверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.
Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".
При  адекватной самооценке ребенок  создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.
Самооценка не только свидетельствует об определенном отношении человека к себе, но и помогает предсказать отношение других людей к данной особе. Можно с уверенностью сказать, что человека с низкой самооценкой не ценит никто, кроме самых близких друзей.
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у ребенка.
Если хвалить, то правильно:
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми...". Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.
Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенкав следующих случаях:

  • За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  • Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  • Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  • Нельзя хвалить из жалости.
  • Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  • Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  • Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  • Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит ребенку веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.
Приемы для повышения самооценки ребенка:

  • Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  • Попросите о помощи как у равного или старшего.
  • Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" — если хотите воспитать настоящего мужчину.
Наказания: правила для родителей
Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  • Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
  • За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  • Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  • Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  • Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказаниявнушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  • Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  • Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  • Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  • Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  • Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  • Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  • Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  • Сразу после душевной или физической травмы.
  • Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  • Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  • Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

 

 Реализуемые в гимназии направления внеурочной деятельности:

Направление Реализация
Духовно - нравственное

Гимназический юнармейский отряд «Радонеж»
Церковное пение
Основы православной веры
ЦСЯ

Спортивно - оздоровительное

Хореографическая студия
Секция по мини – футболу
Кружок «Юный турист»
Секция ДЗЮДО
Секция по лёгкой атлетике
Дружина юных пожарных «Радонеж»

Социальное

Волонтёрский отряд «Милосердие»
Дискуссионный клуб «Пара слов»

Общеинтеллектуальное

Обучение современным технологиям на ПК
Кружок «Английский язык»
Кружок «Французский язык»
Кружок «Юные краеведы»
«Школа маленьких бизнесменов»
История Нижегородского края
Курсы компьютерной грамотности

Общекультурное

Ансамбль
Студия «Художественная обработка нити»
Студия декоративно – прикладного творчества
ИЗО - студия
Кружок «Изонить»
Театральная студия
Кружок «Свирель»
Студия «Сувенир»
Студия «Терра – декупаж»
Школьная газета «Гимназический листок»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018г., Федеральным законом об образовании в Российской Федерации № 273 ФЗ от 29.12.2012г., Федеральным законом от 31.07.2020г. № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся», Письмом министерства просвещения Российской Федерации № СК – 114/06 и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки № 01-115/08 от 26.04.2021г. «О направлении разъяснений», Федеральным законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 11.08.1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федеральным законом от 28.06.1995г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г., утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. № 996-р от 24.07.1998г. № 124-ФЗ, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025г. Утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012г. № 1666, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», с учетом примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020г. № 2/20). Программа является компонентом основных общеобразовательных программ – образовательной программы начального общего образования, образовательной программы основного общего образования, образовательной программы среднего общего образования ЧОУРО «НЕРПЦ (МП)» «Православная гимназия Димитрия Донского».
Рабочая программа воспитания ЧОУРО «НЕРПЦ (МП)» «Православная гимназия Димитрия Донского», составлена на основе требований ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС НОО, программа содержит описание основных направлений и инструментов воспитательной деятельности гимназии. Программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Вместе с тем, программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, определенных федеральными государственными образовательными стандартами: формирование основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.

1 | ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗУЕМОГО В ГИМНАЗИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

ЧОУРО «НЕРПЦ (МП)» «Православная гимназия Димитрия Донского» находится на улице Плеханова в городе Бор, рядом расположены жилые многоэтажные дома и жилые дома частного сектора.
В территориальной близости от гимназии расположены ГБУЗ НО «Борская ЦРБ»., МАОУ СШ №1, МАДОУ детский сад № 1 «Ласточка», Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области в Борском районе.
Процесс воспитания в гимназии, основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и гимназистов:

  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в гимназии;
  • организация в гимназии психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого;
  • создание в гимназии детских общественных объединений, таких как: волонтерское движение, юнармейский отряд, дискуссионный клуб, творческие детские объединения;
  • организация основных совместных дел гимназистов и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
  • соблюдение принципов целесообразности, системности и ориентированности на личность ученика.

Основными традициями воспитания в гимназии являются следующие:

  • общегимназические дела, реализуемые в течение года в рамках воспитательной работы;
  • сотрудничество педагогов и учащихся в разработке, планировании, проведении и анализе общегимназических дел;
  • конструктивное межклассовое и межвозрастное взаимодействие учащихся;
  • поощрение социальной активности учащихся;
  • ориентация на формирование коллективов в рамках классов, кружков, секций и иных объединений учащихся, с целью развития дружественных взаимоотношений между детьми;
  • ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно – развивающую, организационную и посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Приоритетными направлениями воспитательной работы в гимназии являются следующие:

  • православное;
  • православно – патриотическое;
  • интеллектуальное;
  • эстетическое;
  • экологическое;
  • спортивное.

2 | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.
Основываясь на базовых для нашего общества ценностях, общей целью воспитательной работы гимназии является – воспитание высоконравственной, творческой, компетентной, патриотичной личности, способной к саморазвитию и социализации в обществе. Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям учащихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.
На уровне начального общего образования таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения учащимися социально значимых знаний об основных нормах поведения и традициях, принятых в обществе. Это станет базой для развития социально значимых отношений гимназистов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: 

  • проявлять любовь, уважение и отзывчивость в отношениях с близкими;
  • проявлять чувство любви к Богу, благодарности за попечение Божие о нашем спасении, преданности и доверия Ему;
  • проявлять уважение к чужому труду и трудиться самостоятельно на благо семьи и общества;
  • знать и уважать свою Родину;
  • бережно относиться к окружающей среде;
  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • проявлять любознательность, расширять свой кругозор;
  • развивать эмоциональный интеллект;
  • стремиться вести здоровый образ жизни;
  • быть опрятным, ответственно относиться к своему внешнему виду;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других;
  • уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно.

На уровне основного общего образования таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений гимназистов, и, прежде всего, ценностных отношений к семье, труду, своему отечеству, природе, миру, знаниям, культуре, здоровью, к себе и окружающим людям. На данном этапе у подростков активно формируется их жизненная позиция и определяются жизненные приоритеты. Определяется их личность в системе взрослых отношений.
На уровне среднего общего образования таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения гимназистами опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями юношеского возраста: у учащихся появляется потребность в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать этот выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в процессе обучения:

  • опыт заботы о своих близких;
  • опыт служения Богу;
  • трудовой опыт, например в производственной практике;
  • опыт помощи своему городу, краю;
  • опыт деятельного выражения своей гражданской позиции;
  • опыт заботы об окружающей среде;
  • опыт конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
  • опыт саморазвития и самообучения;
  • опыт участия в творческих проектах;
  • опыт ведения здорового образа жизни.

Достижению поставленной цели воспитания учащихся будет способствовать решение следующих основных задач:

  • создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • духовно – нравственное воспитание учащихся, через приобщение их к православной культуре;
  • формирование у учащихся активной гражданской позиции и правового самосознания;
  • создание среды, способствующей популяризации у учащихся здорового образа жизни;
  • создание среды, способствующей популяризации у учащихся экологичного поведения и интереса к вопросам защиты окружающей среды;
  • продолжение работы по профилактике асоциального поведения учащихся;
  • повышение эффективности работы с родителями или законными представителями учащихся;
  • укрепление школьных традиций;
  • повышение квалификации педагогического состава гимназии в вопросах воспитания;
  • развитие системы дополнительного образования в гимназии.
  •  

3 | ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы гимназии. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

    • Ключевые общешкольные дела.

В данном модуле описываются традиционные для гимназии дела, в которые включены большая часть учащихся. Подготовка, реализация и оценка их осуществляется совместно: педагогами и детьми. Дела реализуются на трех уровнях.
Внешкольный уровень. Социальные проекты:

  • участие в муниципальной акции «Покормите птиц зимой»;
  • участие в муниципальной акции «Дома для пернатых»;
  • работа отряда ЮИД;
  • участие в муниципальной акции «Дорога безопасности»;
  • работа волонтерского отряда «Милосердие»;
  • участие в муниципальной акции «Городской субботник»;
  • участие в муниципальной акции «Фронтовое письмо»;
  • участие в муниципальной акции «Открытка ветерану»;
  • организация концерта в ПНИ;
  • организация турнира по мини-футболу в честь Дмитрия Сябаева.

Внешкольный уровень. Акции для общественного сообщества:

  • ярмарка «Осеннее разноцветье» на территории комплекса «Сергиевская слобода»;
  • создание на территории около здания гимназии рождественского вертепа;
  • празднование Пасхи.

Внешкольный уровень. Открытые дискуссионные площадки:

  • дискуссионный клуб для среднего и старшего звена «Пара слов»;
  • приглашение на мастер – классы, игры и викторины, воркшопы общественных деятелей, родителей, организаторов спасательных отрядов, представителей ГИБДД, МЧС.

Внешкольный уровень. Участие во всероссийских акциях:

  • участие в акциях, по линии РДШ;
  • проведение #открытыеурокирф.

Школьный уровень. Разновозрастные сборы:

  • участие в муниципальных туристических слетах, в том числе семейных;
  • участие в военно – патриотических сборах, в рамках лагеря «Казачий острог».

Школьный уровень. Школьные праздники:

  • «День знаний»;
  • «День учителя»;
  • Рождественская елка;
  • Празднование Пасхи;
  • акция «Пасхальная почта»;
  • Актовый день гимназии – 01 июня.

Школьный уровень. Общегимназические литургии:

  • литургия перед началом учебного года;
  • ежемесячные общегимназические литургии;
  • литургии, приуроченные к крупным церковным праздникам, таким как Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Пасха, Благовещение, День Святых Жен Мироносиц.

Школьный уровень. Торжественные ритуалы:

  • посвящение в гимназисты;
  • первое причастие;
  • выпускные из 1, 5 и 9 классов;
  • детские Сергиевские чтения;
  • взрослые Сергиевские чтения.

Школьный уровень. Награждения:

  • награждение классов и отдельных учащихся успехи во внеучебной деятельности: защиту чести гимназии на олимпиадах, в конкурсах и соревнованиях;
  • награждение классов и отдельных учащихся за активное участие в жизни школы;
  • ежегодное награждение учащихся за успехи в обучении;
  • вручение сертификатов об окончании «Школы будущего первоклассника».

На уровне классов: выбор и делегирование активов классов для подготовки, реализации и оценки общешкольных дел.
На индивидуальном уровне:

  • вовлечение как можно большего числа детей в занятия общешкольными делами, распределение ролей в рамках дела;
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
    • Классное руководство.

В гимназии непосредственная работа с классом в начальной школе организуется классным руководителем и воспитателем, и классным руководителем в среднем и старшем звене. Данная работа проводится по следующим направлениям: работа с коллективом класса; индивидуальная работа с учащимися; работа с учителями, преподающими в классе; работа с родителями учащихся, или их законными представителями.
Работа с коллективом класса:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • привлечение каждого учащегося к общим классным делам;
  • проведение тематических классных часов, в том числе ежемесячных религиозных классных часов, посвященных православным праздникам;
  • организация детей в перерывах между уроками и во второй половине дня, посредством настольных и подвижных игр;
  • проведение тренингов на командообразование, сплочение коллектива класса;
  • празднование в классе дней рождения детей, посредством подготовки небольшими группами поздравлений, сюрпризов.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем;
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся, или их законными представителями:

  • информирование родителей об успехах и проблемах ребенка, а так же о состоянии класса в целом;
  • координация диалога между родителями (или законными представителями), классом, учителями - предметниками и администрацией гимназии;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
    • Школьные курсы внеурочной деятельности.

В гимназии курсы внеурочной деятельности представлены, в рамках осуществления всех направлений воспитательной работы. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование в кружках, секциях, клубах детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
  • поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций.

Направление воспитательной работы

Название школьного курса внеурочной деятельности

Православное

Хоровое пение

«О правильном питании»

Православно- патриотическое

Отряд юнармейцев

Интеллектуальное

«Тропинка к своему я»

Дискуссионный клуб «Пара слов»

Кружок английского языка

Кружок французского языка «Salut Franz»

«Занимательная математика»

«Занимательная грамматика»

Обучение современным технологиям на ПК

«Задачки с загадкой»

Школа развития речи

«Юные умники и умницы»

Эстетическое

«Свирелька»

Театральный кружок

Изо - студия

Хореография

ДПТ:
- работа с бумагой
- работа с тканью
- декор открыток
- бисер
- декупаж

Экологическое

«Юные аквариумисты»

«Юные экологи»

Спортивное

«Юный турист» (в сотрудничестве с ЦДЮТЭ)

Футбол

Мини - футбол

Отряд ЮИД

Легкая атлетика

Секция ДЗЮДО

    • Школьный урок.

Модуль «Школьный урок» - то не просто отдельный модуль. Он незримо переплетается с другими модулями, например, с модулем «Ключевые общешкольные дела», модулем «Классное руководство», модулем «Школьные курсы внеурочной деятельности». Воспитание в гимназии является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу - развитие ребенка. Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально-значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, православного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, нравственности через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально-значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • проведение предметных недель;
  • проведение дней науки, уроков - проектов, уроков - лабораторий, конференций;
  • проведение классных часов с православным компонентом;
  • организация взаимодействия с учителями, работающими в определенном классе, проведение консультаций с учителями, мини-педсоветы по ключевым вопросам воспитания, в том числе и в решении проблемных ситуаций, привлечение учителей к внутри классным делам;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык планирования и конструирования собственных идей, навык уважительного отношения к мнению и идеям других людей, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
    • Самоуправление.

В гимназии поддерживается детское самоуправление, как деятельность, воспитывающая в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства и предоставляет учащимся широкие возможности для самовыражения и самореализации. Самоуправление реализуется следующим образом.
На общешкольном уровне:

  • через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
  • через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
  • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.

На уровне классов:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
  • через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.

На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
  • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, растениями в классе.
    • Детские общественные объединения.

Действующее на базе школы детские общественные объединения – это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).
Отряд ЮИД (юные инспектора движения) «Светофорчик»:

  • Пропагандистская деятельность предполагает разъяснительную работу для детей младшего школьного и подросткового возраста по вопросам безопасного поведения на улицах и дорогах посредством проведения бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, тематических утренников, праздников, постановки спектаклей, создания агитбригад, а также через создание и использование наглядной агитации безопасного поведения участников дорожного движения, участие во всех окружных профилактических мероприятиях, конкурсах и др.;
  • Информационная деятельность направлена на информирование участников образовательного процесса и образовательного сообщества о проблемах детского дорожнотранспортного травматизма и основах безопасного поведения на улицах и дорогах. Такая деятельность предполагает организацию работы по результатам работы отряда ЮИД, создание стендов «ЮИД в действии», стенгазет «Юный инспектор движения», листков «За безопасность движения», размещение значимой информации на сайте гимназии;
  • Шефская деятельность предусматривает разъяснительную работу по пропаганде основ безопасного поведения на улицах и дорогах для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, правил дорожного движения около гимназии с использованием различных наглядных средств, а также организация среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения, разучивание песен и стихов;
  • Патрульная деятельность предполагает участие в патрулировании и рейдах вместе со взрослыми в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков:
      • правил дорожного движения;
      • информирование родителей о нарушении школьниками правил дорожного движения;
      • дежурство у перекрестков в микрорайоне школы;
      • организацию практических игр на территории автогородков безопасности;
      • дорожного движения и автоплощадок;
      • участие в создании автоплощадок на пришкольных участках и в других местах, выделенных для этой цели;
      • работу с юными велосипедистами.

Отряд волонтеров. Направления работы:

  • экологическое направление «От экологии в душе к экологии вселенной» (экологические акции и субботники);
  • военно-патриотическое направление «Нам жить и помнить!» (изготовление и передача открыток своими руками ветеранам войны);
  • православное направление «Подари частичку себя» (изготовление и передача открыток в психо – неврологический диспансер, участие в праздниках центра, помощь в организации концертной деятельности);
  • пропаганда ЗОЖ (сотрудничество с волонтерами-медиками);
  • профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения в школьной среде (дежурства по гимназии);
  • духовно-нравственное воспитание «На встречу солнцу и добру» (сотрудничество с городским отрядом волонтеров «ДОБРОБОР», участие в акциях, сборах помощи).

Школьный отряд юнармейцев. Направления работы:

  • организация мероприятий военнопатриотической направленности, обеспечение участия в них юнармейцев;
  • начальная военная подготовка;
  • занятия военноприкладными видами спорта, в том числе подготовка команд к военно-спортивной игре Школа безопасности «Зарница»;
  • участие в городском смотре строя и песни;
  • участие в городских мероприятиях (День Победы, День воинской славы, День народного единства и др.);
  • военно-тактические игры

Дружина юных пожарников. Направления работы:

  • участие в муниципальных конкурса  агитбригад дружин юных пожарных;
  • формирование навыков исследовательской деятельности и публичных выступлений, развитие и популяризация Всероссийского общественного детско-юношеского движения "Юный пожарный";
  • профессиональная ориентация подростков, привитие интереса к профессии пожарного, спасателя;
  • организация тренировок, соревнований по пожарноспасательным видам спорта;
  • помощь в проведении тренировок по эвакуации на случай пожара в младших классах;
  • проведение соревнований по пожарно-спасательному спорту;
  • проведение профилактической работы по пожарной безопасности с учащимися младших классов перед уходом детей на каникулы;
  • работа по профилактике пожарной безопасности при подготовке к рождественским праздникам. Объект наблюдения: рождественская елка в гимназии. Члены ДЮП проводят в классах разъяснительную работу по оформлению помещения и елки, а также проверяют выполнение ППБ при проведении рождественских праздников;
  • участие в школьных мероприятиях, участие в смотре-конкурсе отрядов ЮДП;
  • проведение уроков безопасности;
  • распространение информационных листовок, буклетов и флаеров.
    • Экскурсии, походы, экспедиции.

Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свойкругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относитьсяк ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условиядля воспитания самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов иформ деятельности:

  • пешие и выездные экскурсии совместно с родителями, классными руководителями по городу Бор, Нижнему Новгороду и Нижегородской области;
  • выезды и выходы в музеи, галереи, фабрики с проведением мастер – классов, пожарные части города, театры, библиотеки и т.д.;
  • традиционное посещение заповедника «Керженец»;
  • походы выходного дня;
  • участие в семейном городском туристическом слете участниками объединения «Юный турист»;
  • пребывание в лагере «Казачий острог» в г. Дивеево.
    • Профориентация.

Профориентационная деятельность имеет под собой одну основную задачу – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессии. Совместная работа педагога и учащегося в рамках этого направления включает в себя консультирование ребенка и проведение его профессиональных проб, чтобы уже на этапе школьного образования он мог получить представление о том или ином роде деятельности. В гимназии данное направление воспитательной работы реализуется в следующем:

  • профориентационные классные часы – лекции с приглашением представителей различных профессий;
  • профориентационные классные часы с проведением тематических игр, квестов, викторин, позволяющих учащимся погрузиться в различные профессии;
  • занятия с педагогом – психологом;
  • освоение школьниками основ профессии через дополнительное образование и курсы внеурочной деятельности;
  • посещение профориентационных учебных заведений: институтов, колледжей, ярмарок, выставок, дней открытых дверей;
  • посещение предприятий города и области.
    • Школьные медиа.

В гимназии большое внимание уделяется развитию коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Осуществлению этих целей служит организация школьных медиа: газеты, сайта и групп в социальных сетях, воспитательных потенциал которых реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • ведение сайта гимназии – написание статей, создание фотоотчетов с мероприятий, размещение официальной информации об учебном заведении;
  • ведение групп гимназии в социальных сетях Вконтакте и Instagram – написание постов, создание фотоотчетов с мероприятий, участие в дистанционных конкурсах, челленджах, акциях и конференциях, общение с заинтересованными в школьной жизни людьми;
  • работа школьной газеты «Гимназический листок» – регулярные собрания редакции газеты, написание статей, подготовка фотоматериала для выпусков, верстка и печать, размещение газеты в общественных местах, с целью распространения. 
    •  Организация предметно – эстетической среды.

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферупсихологического комфорта, поднимает настроение, предупреждаетстрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенкомгимназии.Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой гимназии как:

  • оформление интерьера гимназических помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия, оформление школы к ключевыми традиционным мероприятиям (День Знаний, Рождество Христово, День Защитника Отечества, День Победы и другие), мотивационные плакаты, уголок безопасности;
  • размещение на стенах гимназии регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ гимназистов, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего гимназистов с разнообразием эстетического осмысления мира; конкурсы рисунков к знаменательным датам календаря, выставка фоторабот обучающихся;
  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование во дворе гимназии спортивной и игровой площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий;
  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми, оформление классных уголков;
  • размещение в фойе школы теннисного стола, телевизора для демонстрации тематических презентаций, фильмов, фоторепортажей и др.;
  • событийный дизайн–оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.),создание фото зон к традиционным школьным праздникам, оформление входной группы(двери, окна фойе)в соответствии с различными событиями, с временем года;
  • создание и популяризация особой гимназической символики (Гимн гимназии, разработка корпоративного стиля гимназии - эмблема гимназии, шеврон на гимназическую форму, элементы школьного костюма), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни школы – во время праздников, литругий, торжественных церемоний, ключевых общегимназических дел и иных происходящих в жизни гимназии знаковых событий;
  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. Оформление стенда «Наши успехи»;
  • размещение в фойе первого и второго этажа всей необходимой информации для учащихся, родителей, гостей школы: стенды «Расписание уроков», «Внеурочная деятельность»,  «Жизнь школы», «Школьные новости», «Важная информация», «График проведения литургий», «График бесед с духовником» и т.д.
    •  Работа с родителями.

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. В гимназии данная работа организована следующим образом.
На групповом уровне:

  • общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • родительские комитеты классов;
  • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • родительские собрания классов;
  • группы классов в мессенджерах, а также группы гимназии в социальных сетях – как площадки для конструктивного общение в онлайн – формате;
  • работа с родителями или законными представителями в рамках духовно – нравственного воспитания. 

На индивидуальном уровне:

  • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
    •  Духовно – нравственное воспитание.

Работа по духовно – нравственному воспитанию реализуется духовниками гимназии, классными руководителями и воспитателями на постоянной основе. Помимо работы с учащимися, духовно – просветительская деятельность организована с их родителями или официальными представителями, а так же с учителями и сотрудниками гимназии. В частности, этот модуль реализуется в следующем:

  • духовниками проводятся индивидуальные консультации с учащимися, их родителями или законными представителями (в том числе, с родителями будущих первоклассников), учителями, сотрудниками гимназии;
  • согласно православному календарю, организуются общегимназические литургии, а также выезды на службы в храмы Нижнего Новгорода и области;
  • духовники гимназии посещают все крупные внутришкольные мероприятия, в том числе педагогические советы;
  • духовники гимназии проводят регулярные встречи с классами;

духовники гимназии участвуют в организации и проведении гимназического этапа Всероссийской Олимпиады по Основам православной культуры и олимпиады «Аксиос».

4 | ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации ЧОУРО «НЕРПЦ (МП)» «Православная гимназия Димитрия Донского») внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие:


Уровень

Возраст (класс)

Процедуры

Мониторинги

Входная диагностика

Контрольная диагностика

Начальное общее образование

1 – 4 воспитанность

Скрининг – беседы, учет мнений, наблюдение

Уровень воспитанности по
методике Н.П. Капустина

Февраль, в сравнении с
результатами предыдущего года

1 – 4 самоуправление

Учет мнений, наблюдение, опрос

Уровень развития
самоуправления в классе и уровень развития самоуправления учебного заведения по методике
М.И. Рожкова

Май, в сравнении с результатами
предыдущего года

3 – 4 диагностика личностного роста

Учет мнений, наблюдение, опрос

Анкета «Оцени поступок»
(Дифференциация
конвенциональных и моральных норм
по Э. Туриелю в
модификации
Е.А. Кургановой и
О.А. Карабановой)

Март, в сравнении с результатами
предыдущего года

1 – 2 диагностика личностного роста

Учет мнений, наблюдение, опрос

Адаптированный вариант
Теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников
(адаптирован
В. М. Ивановой,
Т. В. Павловой,
Е. Н. Степановым)

Март, в сравнении с
результатами предыдущего года

1 – 4

Учет мнений, наблюдение, опрос

Оценка уровня
сформированности
классных коллективов по методике А.Н. Лутошкина
«Какой у нас коллектив»

Апрель

Основное общее образование

5 – 9 воспитанность

Скрининг – беседы, учет мнений, наблюдение

Уровень воспитанности по методике Н.П. Капустина

Февраль, в сравнении с результатами предыдущего года

5 – 9 самоуправление

Учет мнений, наблюдение, опрос

Уровень развития самоуправления в классе и уровень развития самоуправления учебного заведения по методике М.И. Рожкова

Май, в сравнении с результатами предыдущего года

5 – 8 диагностика личностного роста

Учет мнений, наблюдение, опрос

Методика диагностики личностного роста обучающихся (авторы: И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев)

Март, в сравнении с результатами предыдущего года

7 – 9 творческая активность учащихся

Опрос

Диагностика уровня творческой активности учащихся по методике М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева,
Л.А. Воловича

Сентябрь

Май

7 – 9

Анкетирование

«Анкета профессиональной направленности» Дж. Голланда

Октябрь

7 – 9

Учет мнений, наблюдение, опрос

Оценка уровня сформированности классных коллективов по методике А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»

Апрель

Среднее основное общее образование

10 – 11 воспитанность

Скрининг – беседы, учет мнений, наблюдение

Уровень воспитанности по методике Н.П. Капустина

Февраль, в сравнении с результатами предыдущего года

10 – 11 самоуправление

Учет мнений, наблюдение, опрос

Уровень развития самоуправления в классе и уровень развития самоуправления учебного заведения по методике М.И. Рожкова

Май, в сравнении с результатами предыдущего года

9 – 11 диагностика личностного роста

Учет мнений, наблюдение, опрос

Методика диагностики личностного роста учащихся (авторы: И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев)

Март, в сравнении с результатами предыдущего года

10 – 11 предметно – эстетическая среда

Учет мнений, наблюдение, опрос

Диагностика уровня эстетической воспитанности старшеклассников по методике М.Б. Дмитриевой

Ноябрь, в сравнении с результатами предыдущего года

10 – 11 творческая активность учащихся

Опрос

Диагностика уровня творческой активности учащихся по методике М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева,
Л.А. Воловича

Сентябрь – Май

7 – 9

Учет мнений, наблюдение, опрос

Оценка уровня сформированности классных коллективов по методике А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»

Апрель

7 – 9

Опрос, анкетирование

«Анкета профессиональной направленности» Дж. Голланда

Октябрь

Диагностика работы классного руководителя

Классные руководители

Совокупность показателей

Показатели разработаны ШМО классных руководителей ЧОУРО «НЕРПЦ (МП)» «Православная гимназия Димитрия Донского» «Критерии оценки работы классных руководителей»

Май

Диагностика работы с родителями

Родители

Наблюдение, участие

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения по методике Е.Н. Степанова

Сентябрь

Наблюдение, участие

Оценка активности родителей и их участие в школьной жизни

Май

Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителями директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение и система мониторингов. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год, какие проблемы решить не удалось и почему, какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в гимназии интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителями директора по воспитательной работе, председателем ШМО классных руководителей, классными руководителями, активом старшеклассников и представителями советов родителей классов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации и класса. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся и их родителями (законными представителями), педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании школьного методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

  • качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
  • качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
  • качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
  • качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
  • качеством существующего в школе ученического самоуправления;
  • качеством функционирующих на базе образовательной организации отделения РДШ, волонтерского отряда, отряда юнармейцев и отряда ЮИД;
  • качеством профориентационной работы образовательной организации;
  • качеством организации предметно-эстетической среды школы;
  • качеством взаимодействия образовательной организации и семей обучающихся.

Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

 

 

Приложение 1
КАЛЕНТАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Сентябрь 2021 «Backtoschool»

Направление ВР

Название мероприятия

Класс

Православное

Молебен перед началом учебного года.

1 – 9

Единый классный час, посвященный Дню Знаний, и покровителю всех учащихся Сергию Радонежскому.

1 – 9

Организация общегимназической литургия.

1 – 9

Православно - патриотическое

Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний и покровителю гимназии Димитрию Донскому.

1 – 9

Библиотечные уроки «Небесный покровитель гимназии».

1

Неделя безопасности. Эвакуация.

1 – 9

Интеллектуальное

Участие во всероссийской интеллектуальной онлайн-игре ВД «Волонтеры – медики» - «#мывместе».

7 – 9

Сбор отряда ЮИД.

1 – 9

Участие в ярмарке «Осеннее разноцветье».

1 – 9

Эстетическое

Украшение гимназии к 1 сентября.

1 – 9

Участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира».

1 – 9

Экологическое

Муниципальный фотоконкурс «Краски борской осени»

1 – 9

Организация традиционных экскурсий в Керженский заповедник.

1 – 4

Спортивное

Веселые старты.

1 – 4

Турнир по пионерболу.

5 – 9

Октябрь 2021 «Золотая осень»

Направление ВР

Название мероприятия

Класс

Православное

Организация общегимназической литургии.

1 – 9

5 октября – Всемирный День Учителя.

1 – 9

Экскурсии по храмам Нижегородской области.

1 – 9

Православно - патриотическое

Посвящение в гимназисты.

1

Библиотечные уроки.

2 – 9

Участие в детских «Сергиевских чтениях».

1 – 9

Интеллектуальное

Пробное тестирование сдачи кембриджских экзаменов по английскому языку (соорганизатор – языковая школа «Мастеркласс», г. Нижний Новгород).

7 – 9

Конкурс творческих работ в рамках «Сергиевских детских чтений»

1 – 9

Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады.

1 – 9

Эстетическое

Организация поздравления учителей «С днем учителя!»

1 – 9

Изготовление открыток для поздравления с Днем пожилого человека (для передачи в ПНИ).

1 – 9

Всероссийская неделя музыки.

1 – 9

Экологическое

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение», оформление школьного экологического стенда по календарю экологических дат.

1 – 9

Выставка рисунков «Экология и энергосбережение».

1 – 9

Спортивное

Первенство городского округа город Бор по легкоатлетическому многоборью «Шиповка юных».

5 – 9

Тренировки к турниру по мини – футболу.

1 – 9

Кросс «Золотая осень».

1 – 4

Ноябрь 2021 «Сила в единстве»

Направление ВР

Название мероприятия

Класс

Православное

Организация общегимназической литургии.

1 – 9

Цикл мероприятий, посвященных Дню матери.

1 – 9

Паломнические и экскурсионные выезды в осенние каникулы.

1 – 9

Православно - патриотическое

Открытое мероприятие, посвященное Дню народного единства – 4 ноября.

6 – 9

Открытое мероприятие, посвященное Дню народного единства – 4 ноября.

5

Цикл мероприятий «Дружат дети всей Земли», посвященных Всемирному дню прав ребенка – 20 ноября.

1 – 9

Интеллектуальное

Конкурс «Мининский призыв».

5 – 9

Предметная неделя гуманитарных наук.

1 – 9

Итоги I четверти. Мероприятия «Знания - мой капитал».

1 – 4

Эстетическое

Выставка рисунков и плакатов «Мама – первое слово!».

1 – 9

Экологическое

Экологическая игра «Конкурс знатоков при-роды» (отряд волонтеров «Милосердие»).

4 – 9

12 ноября – «Синичкин день» (беседы, изготовление кормушек для птиц).

1 – 4

Спортивное

Турнир по мини- футболу, посвященный Дмитрию Сябаеву.

1 – 4

Соревнование на личное первенство гимназии по настольному теннису.

5 – 9

Декабрь 2021 «Встречаем зиму»

Направление ВР

Название мероприятия

Класс

Православное

Организация общегимназической литургии.

1 – 9

Цикл мероприятий, посвященных празднованию Рождества Христова.

1 – 9

Неделя добрых дел.

1 – 9

Православно - патриотическое

Изготовление открыток для людей с ограниченными возможностями здоровья.

1 – 4

Участие в конкурсах, посвященных празднику Рождества Христова.

1 – 9

Интеллектуальное

Гимназический этап-отбор работ на Серафимовские и Сретенские Чтения.

5 – 9

Конкурс стихов собственного сочинения «Рождественская сказка».

5 – 9

Эстетическое

Украшение гимназии к Рождеству Христову.

1 – 4

Создание вертепа на территории центрального входа в гимназию.

5 – 9, родители

Изготовление открыток к празднику Рождества Христова. Рождественская почта.

1 – 9

Участие во всероссийском фотоконкурсе РГО «Самая красивая страна».

1 – 9

Экологическое

Акция «Покормите птиц зимой!»

1 – 9

День Волонтера – «Безвозмездная помощь на благо общества!»

5 – 9

Спортивное

Спортивное мероприятие «Зимние забавы».

5 – 9

Спортивная игра «Рождественская путаница»».

1 – 4

Январь 2022 «Рождество Христово»

Направление ВР

Название мероприятия

Класс

Православное

Цикл мероприятий, посвященных празднованию Рождества Христова.

1 – 9

Организация общегимназической литургии.

1 – 9

Православно - патриотическое

Благотворительная акция по сбору текстиля для фонда помощи животным «Сострадание», г. Нижний Новгород.

1 – 9

Интеллектуальное

Игра «Интеллектуальный калейдоскоп».

5 – 9

Эстетическое

Изготовление открыток для передачи в ПНИ.

1 – 9

 

Экологическое

Областной командный естественнонаучный турнир «Экополис».

1 – 9

Спортивное

Гимназические лыжные соревнования.

1 – 9

Февраль 2022 «Слава защитникам Отечества!»

Направление ВР

Название мероприятия

Класс

Православное

Викторина «Щит веры».

1 – 9

Православно - патриотическое

Цикл мероприятий, посвященных празднованию Дня защитника Отечества – 23 февраля.

1 – 9

Подготовка к Смотру строя и песни отрядов юнармейцев ГО г. Бор (начало тренировок).

2 – 9

Интеллектуальное

Ежегодная гимназическая сессия игр «Что? Где? Когда?»

5 – 9

Предметная неделя иностранных языков.

2 – 9

Эстетическое

Областной конкурс декоративно – прикладного искусства «Творчество: традиции и современность».

1 – 9

Мероприятия, посвященные празднованию Масленицы (28 февраля – 06 марта 2022г.).

1 – 4

Муниципальный смотр – конкурс «Талант».

1 – 9

Экологическое

Участие в ежегодных конкурсах ЦДЮТЭ.

1 – 9

Спортивное

Турнир по мини – футболу, посвященный празднованию Дня защитника Отечества – 23 февраля.

1 – 9

Турнир по футболу среди пап.

1 – 9

Март 2022 «Весна идет – весне дорогу!»

Направление ВР

Название мероприятия

Класс

Православное

Подготовка к конференции «Православные следопыты – 2022».

1 – 9

Епархиальный конкурс детского рисунка «Иллюстрируем православную книгу».

1 – 9

Православно - патриотическое

Подготовка к Смотру строя и песни отрядов юнармейцев ГО г. Бор (продолжение тренировок).

2 – 9

Интеллектуальное

Ежегодная гимназическая сессия игр «Что? Где? Когда?»

 

Эстетическое

Подготовка к муниципальному конкурсу «Талант».

1 – 9

Мероприятия, посвященные празднованию Масленицы (28 февраля – 06 марта 2022г.)

1 – 4

Экологическое

Уроки экологии, посвященные всемирной акции «Час Земли – 2022».

1 – 9

Неделя экологии.

1 – 9

Спортивное

Участие в ежегодных муниципальных семейных соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья».

1 – 9

Веселые старты для мам.

1 – 9

Апрель 2022 «Христос Воскресе!»

Направление ВР

Название мероприятия

Класс

Православное

Цикл мероприятий, посвященных  празднованию Пасхи – 24 апреля.

1 – 9

Организация общегимназической литургии.

1 – 9

Украшение гимназии к Пасхе.

1 – 4

Детский конкурс декоративно – прикладного творчества «Пасха Красная».

1 – 9

Православно - патриотическое

Подготовка к Смотру строя и песни отрядов юнармейцев ГО г. Бор (финальные тренировки).

2 – 9

Социальная акция «Открытка ветерану».

1 – 4

Социальная акция «Фронтовое письмо».

5 – 9

Интеллектуальное

Участие в научно-практической конференции «Планета знаний».

1 – 4

Эстетическое

Выставка рисунков «Светлое Христово Воскресение»

1 – 4

Конкурс рисунков на асфальте.

1 – 9

Экологическое

Экологические акции в защиту птиц

1 – 4

Спортивное

Турнир по бадминтону.

1 – 9

Май 2022 «Мы помним! Мы гордимся!»

Направление ВР

Название мероприятия

Класс

Православное

Предметная неделя вероучительных дисциплин.

1 – 9

Организация общегимназической литургии.

1 – 9

Православно - патриотическое

Участие в параде Победы и шествии «Бессмертный полк».

1 – 9

Уроки мужества, посвященные празднованию Дня Победы.

1 – 9

Выставка рисунков «Мы помним! Мы гордимся!»

1 – 4

Смотр строя и песни отрядов юнармейцев ГО г. Бор.

2 – 9

Интеллектуальное

Цикл мероприятий, посвященных Дню славянской письменности и культуры – 24 мая.

1 – 9

Эстетическое

Подготовка к Актовому дню гимназии – 01 июня.

1 – 9

Подготовка к выпускному 4-х классов и последнему звонку 9-х классов.

4, 9

Экологическое

Акция по озеленению территории гимназии.

1 – 9

Подготовка для вывешивания искусственных гнездовий для птиц – дуплянки, синичники, скворечники на близлежащей территории гимназии.

1 – 4

Спортивное

Участие в соревнованиях по пешеходному туризму среди обучающихся ОУ ГО г. Бор.

1 – 4

Участие в муниципальном семейном туристическом слете ГО г. Бор.

1 – 4